Подавать ли милостыню?

О том, давать ли милостыню, есть различные суждения. Порой слышишь: «Помогать другим должны люди с достатком» или «Все эти «нищие» — обманщики и пьяницы, не желающие работать, а зарабатывающие милостыней больше меня!»

Наверное, вряд ли кто-то из нас признает себя злым человеком. Но, глядя на происходящие в мире события и на то, что культивирует в нас телевидение, пресса, интернет, мы невольно начинаем сомневаться в том , о чем в детстве не было сомнения, — что добро всегда побеждает зло. И вот уже позже возникают возникают вопросы: «Зачем творить дела милосердия?» «Каково истинное «доброе дело»? и «Где мера в благотворении?».

Многовековая народная мудрость в своих пословицах дает такой ответ:

«Милостивому человеку и Бог подает». «Просит убогий, а подаешь Богу». Значит, традиции предков при ответе на заданные вопросы обращают нас к религиозным ценностям.

«Заслуживает ли просящий милостыню того, чтобы он получил ее?», — вопрос, который мы порой задаем себе.

Согласна с тем, что среди нищих на улицах есть как действительно остро нуждающиеся, так и проходимцы, играющие на добрых чувствах людей. Но когда мы встречаемся с просящими подаяние, пусть не гложет вас сомнение – давать или не давать милостыню. Если есть возможность – дайте. Но не слишком много. Столько, сколько не жалко было бы потерять. Столько, сколько ежедневно мы тратим на разные пустяки, которых, в принципе, мы могли бы и не приобретать. То есть милостыня должна быть необременительной, чтобы после подаяния душа была светлой, а не терзалась сомнениями – во благо ли мне то, что я сделал?

Что же касается того: пройдоха перед вами или реально нуждающийся – гоните от себя прочь мысли об этом. Пусть все останется на совести просящего и пусть нечистого на руку судит Господь, а не вы. Не в нашей это с вами компетенции – судить других. А вот если мы действительно, имея возможность подать милостыню, не подали ее, не помогли действительно бедствующему человеку, то это будет та ошибка, за которую впоследствии придется расплачиваться.

Обращаясь к святоотеческим трудам, читаешь такие наставления: «Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи, обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает» (СВ. Иоанн Кронштадтский). «Как будешь просить с прочими в церкви: «Подай, Господи, когда сам не подаешь нищим, а можешь подать?» (Св. Тихон Задонский)

Важно только знать о том, что иногда через деньги, поданные просящему, возможно наложение порчи на человека подающего, знайте и помните об этом! Есть такая порча, называется «Переклад» — когда негатив с одного человека как бы «перекладывают» на другого. Здесь важно прислушиваться к своей интуиции – кто перед вами – просто пройдоха, хотящий легких денег; или человек, через черную магию пытающийся переложить на вас свои грехи; или реально нуждающийся.

«Так не пройдем же мимо протянутых к нам рук, мимо страждущих, не пройдем, дорогие мои, мимо своего спасения, не пройдем мимо Самого Христа, который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю Любви» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Светлана Карачкина (Попова)